прайс-лист

+7 (473) 226-47-46
394007, Россия
г. Воронеж, ул. Ленинградская, д.2
комната 610В
О колючей проволоке Егоза


Кем и когда была изобретена колючая проволока — неизвестно. Ясно только, что она могла появиться только с развитием промышленности и массовым внедрением механического привода различных волочильных станков. Т. е. тогда, когда стало возможным массовое производство проволоки вообще. Профессор В. В. Яковлев в своей книге «История крепостей» упоминает о заграждениях из колючей проволоки, как элементе периметра германских фортов образца 1870 года. В то же время мы знаем, что в исторических источниках об обороне Севастополя 1854-55 годов о колючей проволоке не упоминается. Следовательно, ее появление и внедрение в боевую практику можно датировать периодом 1860-75 годов.

В войнах конца XIX-начала XX века колючая проволока стала находить все большее применение. Например, осада крепости Порт-Артур в русско-японскую войну 1904-05 годов.

Если можно так выразиться, то «звездным часом» колючей проволоки явилась Первая Мировая война. После короткого периода маневренной войны осени 1914 —зимы 1915 фронты зарылись в землю и началась долгая изнурительная позиционная война.

Массовый оборонительный артиллерийский и пулеметный огонь в сочетании с многорядными, тянущимися на десятки и сотни километров проволочными заграждениями срывали любые атаки. Миллионы снарядов расходовались на то, чтобы пробить бреши в заграждениях. Расход снарядов (калибра 75мм. ) доходил до 120-150 штук на один проход в пятирядном проволочном заграждении. Лихая кавалерия сникла перед сочетанием пулеметов и проволочных заграждений. Самые смелые и обученные пехотные полки беспомощно топтались перед проволочными заборами, пытаясь различными способами прогрызть путь к окопам противника. Ручные гранаты, забытые с XVIII века, обязаны своим вторым рождением именно колючей проволоке. Про них вспомнили в процессе поисков средства преодоления проволочных заграждений. Большинство образцов ручных гранат Первой Мировой снабжены тремя-шестью шнурками с крючками на концах. Граната бросалась на заграждение, цеплялась крючком и повисала. Взрыв повреждал несколько прядей проволоки.

И только танк, появившийся во второй половине войны, заставил колючую проволоку начать сдавать свои позиции. Его предшественник — бронеавтомобиль был бессилен перед многорядным проволочным забором. Автор полагает, что сам вид оружия —танк, своим появлением на свет обязан именно колючей проволоке. Возможно, что компоновочная схема (гусеницы огибают весь корпус танка, передняя часть высоко задрана вверх) первого в мире английского танка Мк 1 была выбрана именно исходя из необходимости давить, прорывать проволочные заборы, подминать под себя спирали Бруно. Два пулемета по правому и два пулемета по левому борту, один вперед, очевидно, предназначались для флангового прикрытия пехоты, устремившейся в проделанный танком проход. Для таких целей танку не требовалась ни большая скорость, ни мощная броня, ни пушечное вооружение. То, что танк способен на гораздо большее, очевидно, выявилось несколько позднее, уже в ходе первых танковых атак.

Колючая проволока широко применялась и в годы Второй Мировой войны, однако в гораздо меньшей мере. Война стала более маневренной и времени на установку многорядных проволочных заграждений часто просто не хватало. Чаще проволока использовалась при заблаговременной подготовке оборонительных рубежей. Да и танки, применение которых стало массовым, легко прорывали эти заграждения, проделывая проходы для пехоты.
В послевоенный период проволока довольно быстро превратилась из основного вида противопехотных заграждений в скорее экзотический, запасной вид заграждения, окончательно уступив свое главенство, как противопехотного заграждения минам.

В настоящее время в Армии колючая проволока продолжает числится табельным инженерным имуществом, заграждения из колючей проволоки предусматриваются боевыми уставами, типы и размеры противопехотных заграждений из нее описываются в Наставлении по военно-инженерному делу. Однако хранящиеся на складах остатки запасов колючей проволоки расходуются для текущих нужд частей (устройство ограждений складов, караульных помещений, иных охраняемых объектов). Крайне неудовлетворительное финансирование армии в девяностых годах заставило инженерное ведомство отказаться и от закупок колючей проволоки. В ряде округов запасы колючей проволоки исчерпаны и для текущих нужд пошли в ход запасы гладкой проволоки МЗП и поступавшие в армию в восьмидесятых годах взамен колючей проволоки — режущая лента, колючая лента типа Егоза.

Трудно сказать, будет ли возобновлено производство колючей проволоки для нужд армии при восстановлении достаточного финансирования оборонных нужд. Вполне возможно, что и нет, т. к. промышленность предлагает более совершенные образцы в виде режущей ленты, колючей ленты Егоза, которая, собственно является едва ли не идеальной заменой колючей проволоки и обладает рядом преимуществ перед последней.

Первая в мире колючая проволока появилась 25 июня 1867 года, когда Люсьен Б. Смит из штата Огайо получил авторское свидетельство на забор, сделанный из стальной проволоки, «специально приспособленной для использования в прериях западных штатов, где из-за недостатка лесоматериалов строят такие низкие заборы, что конь при пожаре легко перепрыгивает через них».

В мире есть 1500 разновидностей колючей проволоки. Всех авторов и не упомнишь, но второй патент на производство «стальной проволоки овального или квадратного сечения, на которую надеты заостренные отрезки этой же проволоки, свитые в форме двух пружин, продетых друг в друга» получил в 1874 году еще один американец, Джозеф Ф. Глидден. Сейчас это имя забыто, но когда-то «колючку», производимую в СССР, так и называли: «Тип глидден». Сейчас в это трудно поверить, но первые варианты колючей проволоки предполагалось использовать в самых мирных целях — для огораживания пастбищ. Тогдашнее сельское население Дикого Запада четко делилось на земледельцев (фермеры) и скотоводов. Последние ковбои сидели на своих фермах, вторые шлялись со своим скотом, куда хотели. При этом как фермеры, так и ковбои прекрасно освоили изобретение полковника Кольта и пятизарядный аргумент мистера Винчестера. И понеслось: фермеры начали огораживать свои поля колючей проволокой, ковбои — пастбища. Тогда людей в Америке было мало, земли — завались, и законы позволяли «брать столько суверенитета, сколько сможете огородить». В общем, на американскую историю «колючка» повлияла сразу. Например, прихлопнула ковбоев как класс. Очередь была за историей мировой.

Во время первой большой войны ХХ века, русско-японской, колючая проволока применялась обеими сторонами как противокавалерийское и противопехотное заграждение. Через 10 лет, когда началась первая мировая, без «колючки» уже невозможно было представить боевые действия. В 1916 году проволока в России стоила 5 руб. 20 коп. за пуд (16 кг). Один только Юго-Западный фронт потреблял по 200 тыс. пудов в месяц… Кто не помнит: в августе 1914 г. война началась как маневренная, то есть довольно шустро. Линия фронта колебалась в довольно широких пределах, немцы шли на Париж, то с востока на запад, то с запада на восток носилась конница. Так было, пока на Западном фронте армии противоборствующих сторон не начали зарываться в землю. Окопы полного профиля были прикрыты от неожиданных атак колючей проволокой.

Первый случай использования «колючки» для ограничения свободы на «зэковском» направлении зафиксирован все в той же Америке. В 1892 г. во время стачки горняков в штате Айдахо владельцы шахт заперли бастующих в их собственном городке, обнеся его колючей проволокой. Многие из 1200 горняков так и умерли в этом первом в мире частном концлагере.

Первыми «от лица государства» колючую проволоку использовали англичане в Южной Африке. С 1900 г. Британия вела там контрпартизанскую войну с бурами — потомками голландских колонистов. Британцы терпели одно поражение за другим, пока не догадались создать «лагеря для беженцев», как они официально именовались. По донесениям русских военных агентов, на 1 мая 1901 г. на территории Оранжевой республики действовало 19 таких лагерей (32 тыс. заключенных). В другой бурской республике, Трансваале, за колючей проволокой в то же время сидели 25 тысяч душ. Причем это были не мужчины, взятые в плен на поле боя с оружием, а их жены, дети и родители. Условия содержания заключенных (не каких-нибудь там негров, а самых настоящих белых) в «лагерях для беженцев» ужаснули тогда весь цивилизованный мир. Детская смертность доходила до 50%, причем среди младенцев до двух лет она была почти поголовной. В результате буры потеряли 4 тыс. убитыми в сражениях и до 28 тыс. — умершими в английских лагерях от голода, холода и болезней. Англичане рассудили так: поголовная изоляция всех гражданских лиц в районе проведения спецоперации лишит партизан пищи, убежища и медицинской помощи. Результаты не заставили себя ждать: в мае 1902 г. был подписан мирный договор, узаконивший аннексию обеих бурских республик. Это был редчайший случай в мировой практике: регулярная армия взяла верх над партизанским движением!

Историки до сих пор спорят, кто в ХХ в. посадил за колючую проволоку больше зэков: Гитлер в Германии или Сталин в СССР. Бесспорно лишь то, что без колючей проволоки репрессии в столь широких масштабах, будь то «окончательное решение еврейского вопроса» или борьба с врагами народа, были бы просто невозможны технически.

В литературе колючая проволока Егоза также известна под названием Концертина и спираль Бруно. Готовится заблаговременно способом наматывания типа пружины на дощатый деревянный барабан диаметром 1-1.2 м. Затем полученная спираль Егоза или Спираль Бруно снимается с барабана и перевозится (переносится) в виде плоских бухт. На местности вбиваются колья высотой 1-1.2 м. в три ряда с промежутками между кольями в ряду 3 метра, а между рядами 1-1.2 м. Бухты растягиваются между кольями в ряду и крепятся к кольям проволочными скобами или привязываются крепежной проволокой. Бухты по длине также связываются между собой. Полученные спирали в глубину между собой также крепежной проволокой связываются в районе кольев. Общая высота заграждения Егоза получается 1-1.2м. и в глубину 3.2-3.6 м.

На 100 погонных метров заграждения Егоза требуется: 1) Трудозатраты — 120 чел/час. (с заготовкой спиралей). 2) Расход материалов: колючей проволоки 10-15 мотков, кольев длиной 1.75м. диаметром 5-11 см. — 100 шт, проволока вязальная 60-90кг.

Вообще, заграждения Егоза часто более предпочтителен, нежели проволочный забор: — во-первых, при заблаговременной заготовке спиралей объем работ непосредственно на месте установки сокращается более чем в два с половиной раза; — во-вторых, при нарушении целостности кольев задерживающая способность заграждения практически не изменяется; — в-третьих, при недостатке кольев можно сокращать их число и даже вовсе обходиться без них, ограничиваясь небольшим количеством низких кольев для предотвращения сдвигания заграждения противником; — в-четвертых, заграждение Егоза или Спираль Бруно достаточно легко снимается и может использоваться повторно в другом месте; — в-пятых, после снегопада заграждение Егоза можно извлечь из снега и установить его поверх снежного покрова (колья при этом не используются).

Вариантом заграждения является его вид, когда третий ряд спирали укладывается поверх первых двух, а не за ними. В этом варианте высота заграждения Егоза увеличивается до 2 метров. Заграждение Егоза становится более заметным для противника, однако его преимущество состоит в том, что противнику затрудняется забрасывание траншеи гранатами, обстрел из гранатометов и ПТУР техники в окопах (однако следует предусматривать размещение заграждения так, чтобы оно не мешало своим гранатометчикам и операторам ПТУР. Кроме того, в зимнее время Егоза не требует подъема в случае снегопадов.

Разумеется, существует множество других вариантов противопехотных заграждений из колючей проволоки. При их создании все зависит от решаемых задач, наличия материалов, времени, рабочей силы, характера местности, действий противника. Перечислены лишь табельные типы противопехотных заграждений по которым в руководящих документах имеются нормативы устройства, тактического применения, расчетные таблицы и формулы.